Композиция картины

Много ли внимания мы уделяем композиции картины, умеем ли оценить ее построение? А ведь именно в построении картины мы, прежде всего, ищем ее смысл. Предлагаем один эксперимент. К репродукции хорошо знакомой вам картины (в альбоме, журнале или на открытке) приставьте зеркало и посмотрите на ее отражение. Вы заметите, что прежний смысл картины будет утрачен. Даже зеркальное отражение композиции лишает ее того настроения, которое было заложено в ней художником. К примеру, в известной «Боярыне Морозовой» Сурикова вместо движения появится покой.

Попробуйте разобраться в композиции

Желая разобраться в какой-нибудь композиции, попробуйте, прикрыв глаз рукой, «лишить» ее «неоправданного» цветового пятна или «второстепенной», «незначительной» детали. И вы увидите, что без этих, необязательных на первый взгляд, компонентов распадется стройная связь целого, исчезнет его смысл. В картине настоящего мастера все так спаяно и слито, так взаимодействует и находится на своем месте, что, как говорится, ни убавить, ни прибавить ничего нельзя.

С композицией картины связан формат

С композицией картины тесно связан ее формат, с которого, как правило, начинается построение изображения. Если вы видите незамысловатую жанровую сценку на полотне большого формата, то это значит, что в простом и обыденном художник увидел нечто очень важное, подчеркивая это и размером полотна.

Связь формата изображения с замыслом

Желая постичь связь формата изображения с его замыслом, вы заметите, что для передачи активного действия, эпического повествования художник выбирает горизонтальный, вытянутый в ширину формат. Но сильно поперечный формат с одинокой фигурой придает картине оттенок грусти и отчаяния. Вертикальный формат вызывает чувство приподнятости и возвышенности. Квадратному и круглому (тондо) форматам свойственны покой и сосредоточение (вспомните «Мадонну Конестабиле» Рафаэля в Эрмитаже).

Линия в живописи

Линия — основное орудие графики, но и в живописи она тоже играет очень важную роль. Линия может быть плавной, гибкой, певучей и резкой, энергичной, напористой. Она так же, как и цвет, выстраивает изображение в определенном эмоциональном, психологическом направлении. При внимательном знакомстве, с миром графики (например, с японской гравюрой, с творчеством В. Фаворского, Д. Бисти) у зрителя открываются глаза на природу линии, на значение говорящей пустоты пространства.