Изобразительное искусство и дети

Зритель привык в живописи отмечать только чисто визуальную (то есть зрительную) информацию, доступную поверхностному взгляду, без творческого осмысления. Нередко посещение выставки или музея он связывает только с беглым осмотром всех картин и экспонатов, даже не догадываясь, что не только писать, но и смотреть картину — искусство. И искусство непростое.

Как же овладеть этим искусством

Что надо знать и уметь для того, чтобы, покидая выставку, унести с собой не только список картин и их авторов, но и новое понимание вещей, явлений и событий, происходящих в жизни? Как добиться, чтобы общение с изобразительным искусством расширяло и обогащало мир наших эмоций, помогало развивать наши творческие способности?

Прежде всего стоит поразмышлять о привычном способе смотреть картины и о распространенном отношении к живописи. Ведь что мы в первую очередь воспринимаем, когда, подобно кинокамере, движемся по залам музея и, не задумываясь, отражаем все, что видим вокруг? Скорее всего, привычное для нашего глаза, так сказать, воспитанного на кинематографе. Это сюжет картины, выраженный через явное действие, и еще подобие, чтобы «нарисовано было как настоящее».

Произведение говорит не только о реальности, но и о художнике

Но, считая сюжет единственным источником содержания картины, а зрительное правдоподобие форм — основным достоинством живописи, мы не только «не увидим», к примеру, древнерусское искусство (да и вообще любое средневековое искусство), но и не поймем творчество многих художников Нового времени и наших современников. В картине художник не столько стремится изобразить окружающую жизнь, сколько выразить свое отношение к ней, дать свою модель мира. Поэтому произведение живописи говорит нам не только о реальности, перенесенной на холст, но и о внутреннем мире самого художника, воспринимающего эту реальность то «кончиками пальцев», то «кончиками нервов», то «очами ума», то сквозь дымку мечты, то через призму науки.

Попробуем такой эксперимент

Попробуем провести такой эксперимент: вспомним известные картины Гогена, созданные им на Таити, и мысленно «добавим» к его довольно условным изображениям побольше «реальности» — привычной для нас светотени, глубины пространства, воздушной перспективы — словом, всего того, что приближает в наших глазах изображение к действительности.

Хорошие иллюстрации к учебнику этнографии

И что же получится? Пожалуй, хорошие иллюстрации к учебнику этнографии, тогда как творчество Гогена, оказавшее немалое влияние на развитие современной живописи, это целая философия. И выражается она не только через сюжеты и темы, но прежде всего через самую изобразительную структуру, декоративно-ритмический строй его полотен. Свои размышления о смысле жизни, представления о «земном рае» Гоген вложил и в созвучие линий, и во взаимоотношение цветовых масс, и в организацию цветовых плоскостей, и в композицию картин.

Вообще любое произведение изобразительного искусства — это некий рассказ не только через изображенные фигуры и предметы, но и через цвет, линию, композицию, технику и материалы изображения.