Раннее начало развития способностей

Первое условие успешного развития способностей — раннее начало. Второе условие — насколько возможно раньше окружить дитя такой средой и такой системой отношений, которые стимулировали бы самую разнообразную его творческую деятельность и исподволь развивали в нем то, что в соответствующий момент способно наиболее эффективно развиваться. Третье чрезвычайно важное условие вытекает из самого характера творческого процесса, который требует максимального напряжения сил. Оказывается, способности развиваются тем успешнее, чем чаще человек в ходе деятельности достигает потолка своих возможностей, постепенно поднимая его все выше.

Решать задачи самостоятельно

Парадоксально, что условие максимального напряжения сил легче всего осуществляется, когда ребенок уже ползает, но еще не начал говорить. Процесс познания окружающего мира в это время идет очень интенсивно, а опытом взрослых не воспользуешься: объяснить маленькому еще ничего нельзя! Он вынужден решать многие новые задачи самостоятельно и без предварительного обучения.

Огромные возможности, заложенные в игре, сделаются вашими помощниками, если доброй семейной традицией станут вечера, проведенные за интересными, умными настольными играми. К сожалению, забыты многие замечательные игры, на которых воспитывалось не одно поколение. Карты, домино, иногда лото — вот, пожалуй, все, во что играют сегодня, собравшись за столом. Это до обидного мало.

Совместное увлечение

Сделать семью дружнее поможет и совместное увлечение, например, фокусами. Постигать основы «магической» науки чрезвычайно увлекательно, к тому же ваши занятия не пройдут даром: умение показывать фокусы сделает вас желанным гостем в любой компании. Подумаешь, ерунда! Сделаю это играючи! — нередко говорим мы, когда хотим подчеркнуть легкость выполнения какого-то дела. Игра и впрямь немыслима без непринужденности и легкости, но означает ли это, что играть — занятие пустяковое, незатейливое, оправданное только в детстве?

Нередко мы видим такую картину: у ребенка много игрушек, а он с ними не играет. Причин много, но главная, как правило, в том, что игрушки себя уже «исчерпали», у них исчез элемент новизны. Нужны игры нового типа, моделирующие творческий процесс, где есть возможности для развития творческой стороны интеллекта. Такими и являются развивающие игры. Каждая из них представляет собой набор задач, которые ребенок решает с помощью кубиков, кирпичиков, квадратов из картона или пластика, деталей из «Конструктора» и т. д. Задачи даются в виде модели, плоского рисунка, рисунка в изометрии, чертежа, письменной инструкции и т. п., таким образом знакомя с разными формами передачи информации. Решение задачи предстает перед ребенком не в абстрактном ответе, а в виде рисунка, узора или сооружения — видимых и осязаемых вещей. Задание сопоставлено с решением.

Неизъяснимая прелесть игры

Неизъяснимая прелесть игры для человека любого возраста состоит в том, что, играя, мы погружаемся в иной, удивительный мир, где каждый может творчески самовыразиться и раскрыться, что в реальной жизни, увы, получается не всегда. Игра — это всегда интерес, азарт, поиск, неожиданные находки и открытия. Иная игра требует от человека мобилизации всех его знаний, смекалки, памяти и жизненного опыта. Для ребенка же игра — самый действенный способ познать окружающий мир, научиться в нем жить. Не случайно игре отдает малыш почти все свое время. Когда он подрастет и пойдет в школу, то через игру будет куда легче, чем с помощью нотаций, пробудить у него интерес к наукам, вдохновить на дальнейшее пополнение знаний.