Дети и телевиденье

Есть программы, адресованные определенным категориям зрителей. Скажем, муж — рьяный болельщик и не пропускает ни одной спортивной трансляции. Нередко это служит поводом для скандалов: кто-то хочет смотреть футбольный матч, кто-то — художественный кинофильм. Тут все зависит от взаимного уважения и понимания, от развитости у домочадцев чувства коллективизма.

Отдельного разговора заслуживает такая категория зрителей, как дети. Родившись в эпоху телевидения, они весьма отличаются от своих предшественников, увы, не всегда в лучшую сторону... Как с тревогой отмечают врачи, нервная система ребенка, жизнь которого протекает на непрерывном телевизионном фоне, испытывает огромные перегрузки. Родители же порой не обращают внимания на постоянно включенный телевизор, даже довольны, что ребенок уставился в экран: не шалит, не шумит. Им невдомек, что на их сынишку или дочку в это время буквально обрушивается шквал информации, с которым они не в силах справиться. Последствия не заставляют долго ждать. Малыш становится взвинченным, неуравновешенным или наоборот — вялым, апатичным. Его с трудом приходится выгонять на улицу: самые интересные передачи, будто специально, идут в середине дня.

Враг номер один

И вот вместо того, чтобы бегать и играть во дворе, дети, сидя перед телевизорами, затаив дыхание следят за приключениями и похождениями героев телефильмов. Педагоги жалуются, что телевизор мешает готовить уроки, отбивает у учащихся интерес к активной деятельности. Неужели телевизор и впрямь чудовище, калечащее наших ребят? Разумеется, виноват не телевизор, а родители. Ведь стихийный просмотр передач свидетельствует о том, что режим дня ребенка неупорядочен. Наверное, каждой семье хочется навести в этом деле порядок. Как это сделать? Заранее отметьте в программе телевидения детские передачи на неделю. Поскольку все посмотреть невозможно, отберите, посоветовавшись с ребенком, самые интересные. Практика свидетельствует, что наибольшей популярностью у детской аудитории пользуются разнообразные приключенческие фильмы, спортивные соревнования, всевозможные викторины, олимпиады, затем — программы, посвященные вопросам товарищества и дружбы, выбору жизненного пути.

Телевидение может стать хорошим помощником в деле воспитания детей. Подберите несколько умных, содержательных передач, которые заставят ребенка задуматься над важными нравственными проблемами или познакомят с интересной профессией, расскажут о каких-то увлечениях сверстников или помогут войти в мир прекрасного. Постарайтесь быть рядом, чтобы помочь юному телезрителю лучше понять передачу, а после — обсудить ее. Тем более, что дети очень любят шумно, в лицах комментировать любимые фильмы и передачи.

Самое надежное средство уберечь детей от телегипноза — и взрослым разумно, умеренно пользоваться телевизором. Приходя домой после работы, не спешите просто так, без всякой цели включить телевизор. Вам есть о чем поговорить друг с другом, вас ожидает много полезных и приятных дел. И без помощи телевизора можно провести интересный, содержательный вечер — ведь внутренний мир человека таит не меньше открытий, чем мерцающий телеэкран.

Один большой магазин на диване

Проанализировав изменения, происшедшие в быту с появлением телевидения, американские социологи получили следующую картину: продажа спиртных напитков в барах и ресторанах сократилась, зато увеличилась продажа на вынос. Дамские портные стали терпеть крупные убытки, поскольку основная масса женщин больше не стремится шить себе нарядные туалеты: дома они не нужны; в то же время богатеют на глазах продавцы халатов и домашних тапочек. Дельцы стали производить специальный «холодный ужин», который можно поглощать, сидя перед экраном телевизора, в связи с этим резко возросла клиентура у стоматологов и дантистов. Значительно возросло потребление конфет, печенья, изюма, засахаренных фруктов; поедая во время просмотра передач сладости, средний американец обрастает жиром, из-за чего употребляет таблетки для похудения; аптекари процветают. Домашний интерьер становится все изысканнее, появляются немыслимые модели телевизоров и телекресел. Программы, типа "магазина на диване" переваривают миллионные бюджеты.

В одном университете проделали опыт со студентами семнадцати-восемнадцати лет. Первая группа слушала профессора в аудитории, а вторая в соседнем зале по телевидению. Через полгода была проведена контрольная работа. Выяснилось, что студенты первой группы хорошо усвоили весь материал, прочли много дополнительной литературы, чего нельзя было сказать о студентах-телеслушателях. По окончании эксперимента профессор заявил: «Я не хочу, чтобы мои студенты смотрели, я хочу, чтобы они заставляли работать свой мозг. Научить делать что-то, глядя на экран, можно лишь при условии, что затем вы проделаете то же самое самостоятельно».